Образование

Центр дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов библиотечно-информационной деятельности Российской государственной библиотеки (лицензия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ АА № 003113)

 

Профессиональная переподготовка по программе «Высшие библиотечные курсы» 

 
  • Цель дополнительной профессиональной программы «Высшие библиотечные курсы» — профессиональная переподготовка обучающихся, для осуществления нового вида профессиональной деятельности в библиотечно-информационной сфере.

Программа обучения

 

Очная форма обучения

Дисциплины:

Общепрофессиональные дисциплины:

Социальные коммуникации — 68 часов

Документология — 86 часов

Информационные технологии — 100 часов 

 

Специальные дисциплины:

Библиотековедение — 230 часов

Аналитико-синтетическая обработка документов. Библиотечные каталоги — 120 часов

Общее библиографоведение. Библиографическая деятельность библиотеки — 120 часов 

 

Элективные дисциплины / дополнительно (по выбору):

Библиотековедение как наука — 32 часа

Инновации в библиотеке — 16 часов

Книжные памятники в культурном наследии России — 20 часов

Международная библиотечная деятельность — 16 часов

Правовое регулирование библиотечно-информационной деятельности — 20 часов

Практический фандрейзинг в библиотеке — 20 часов

Русская палеография — 20 часов

Управление в культуре — 16 часов

Управленческое документоведение — 28 часов

Эволюция и перспективы развития документа — 20 часов

Технологии презентации — 20 часов

Превентивная консервация документов — 20 часов 

 

Методы обучения: лекции, практические занятия, экскурсии и др.

Форма обучения: очная (аудиторные занятия — 4 раза в неделю, первая половина дня)

После окончания обучения и успешного прохождения итоговой аттестации выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца, дающий право на ведение профессиональной деятельности в библиотечно-информационной сфере.

 

Очно-заочная (дистанционная) и очная форма обучения

Дисциплины:

  • документология (зачёт);
  • социальные коммуникации (зачёт);
  • библиотековедение (экзамен);
  • аналитико-синтетическая обработка документов (АСОД). Библиотечные каталоги (экзамен);
  • информационные технологии (зачёт);
  • библиографическая деятельность библиотеки (экзамен).

После окончания обучения и успешного прохождения итоговой аттестации выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца, дающий право на ведение профессиональной деятельности в библиотечно-информационной сфере.

 

Курсы краткосрочного повышения квалификации

 

Составление библиографических записей и ссылок 

Цель курса: дать обучающимся знания и умения по составлению библиографических записей и ссылок на различные виды документов.

Обучающиеся ознакомятся с методическими основами; будут знать систему понятий, категорий и особенности составления ссылок и записей, уметь анализировать документ и применять разные методы составления на различные виды документов.

Обучение предназначено для специалистов библиотечно-информационной сферы.

Содержание курса

 

Культурно-досуговая деятельность в ВУЗах

Современные библиотеки существуют в острой конкуренции на рынке досуговых и информационных услуг. Модернизируясь, библиотеки становятся культурно-досуговыми центрами, и их основная деятельность дополняется психолого-педагогической, художественно-творческой, консультационной. Основное внимание в программе уделяется инновационной практике библиотек, связанной с творческим раскрытием личности читателя. 

Обучающимся предлагаются лекции и тренинги по темам:

  • Организация музея в организации;
  • Синтез искусств в досуговой деятельности;
  • Специфика книжного клуба;
  • Досуг пожилых читателей;
  • Литературное объединение в учреждении.

Содержание курса

 

Российские правила каталогизации. Современное состояние каталогизации

Цель курса: познакомить обучающихся с основными положениями и общими правилами каталогизации конкретных видов документов — книг, нот, картографических, изобразительных материалов и других, включая электронные ресурсы, к которым относится большой спектр цифровых материалов, в том числе мультимедиа и интернет-ресурсы.

Обучающиеся ознакомятся с основными международными и национальными документами, регламентирующими правила составления библиографических и авторитетных записей — ISBD, «Российскими правилами каталогизации», национальным стандартом ГОСТ 7.1-2003 и тому подобное.

Обучение предназначено для специалистов библиотек и библиографирующих учреждений, издательств, информационных учреждений.

Содержание курса

 

Каталогизация с применением формата MARC-21

Цель курса: знакомство с системой форматов MARC-21. Обучающиеся приобретут знания по каталогизации в формате MARC-21, получат навыки по каталогизации объектов разных типов. Обучение может проводиться применительно к отдельному типу материала или к нескольким по выбору.

Обучение предназначено для работников библиотек, музеев, архивов, распространителей информационных ресурсов, книготорговцев, программистов, разработчиков баз данных (библиографических, фактографических).

Необходимая подготовка: желательно иметь опыт каталогизации и работы с ПК.

Содержание курса 

 

Библиотечно-информационные ресурсы Интернета

Цель курса: познакомить обучающихся с базовыми принципами работы в локальных и глобальных сетях, получить навыки работы с поисковыми системами, базами данных российских и зарубежных информационных систем необходимых для работы современного библиотекаря.

Необходимая подготовка: опыт работы с ПК.

Содержание курса 

 

Цифровая среда и библиотека

Цель курса: изучение влияния системы цифровых коммуникаций на деятельность библиотек, формирование обновлённого сознания профессионалов информационной деятельности.

Обучающиеся получат всеобъемлющее представление об уже существующих возможностях и вызовах цифровой среды, будут готовы к использованию существующих и поиску появляющихся технологических решений, направленных на оптимизацию работы библиотеки.

Курс предназначен для специалистов среднего управленческого звена библиотек (руководителей отделов, секторов, главных и ведущих специалистов) — всех тех, кто обязан четко представлять степень и тенденции развития цифровых технологий.

Необходимая подготовка: опыт работы с ПК.

Содержание курса 

 

Коммуникации в блогах и социальных сетях: специфика и стратегия

Цель курса: приобретение обучающимися практических навыков по освоению работы с современными коммуникационными каналами — блогосферой и социальными сетями.

Материал курса осваивается преимущественно практическим путём: обучающиеся научатся создавать и оформлять блоги на основных блог-платформах; оценивать и находить аудиторию, понимать основные особенности аудитории; форматировать авторский контент и изоматериал. Кроме того, они освоят необходимый минимум стандартных и бесплатных сервисов для обработки изображений, смогут находить стратегии общения с аудиторией и активными сообществами.

В программе курса большое внимание уделяется таким основополагающим понятиям, как подбор контента, его грамотная организация и форматирование с учётом стиля подачи информации и запросов участников сообщества. Курс ориентирован на тех, кому в связи с профессиональной деятельностью необходимо распространение информации через Интернет. 

Содержание курса


Таблицы ББК: структура, традиционное использование и создание Классификационной системы организации знаний в среде связанных открытых данных (LOD)

Цель курса: предоставить обучающимся сведения по истории создания полного и среднего вариантов отечественной универсальной Библиотечно-библиографической классификации (ББК), их структуре, перспективах развития и использования для тематического поиска в электронных каталогах и электронных библиотеках; дать представление о системах организации знаний, создаваемых в мировой библиотечной практике, принципах формирования Semantic Web (Семантической паутины) с презентацией конкретных классификационных систем в данной среде.

Обучающиеся пройдут путь от базовых знаний о классификационном поиске как в традиционных, так и в электронных каталогах до публикации классификационных систем организации знаний, в частности, на основе ББК, по технологии связанных открытых данных (Linked Open Data, LOD).

Курс предназначен для сотрудников библиотек, занимающихся содержательной обработкой информационных ресурсов, формированием электронных каталогов и обслуживанием пользователей на их основе, а также для разработчиков информационных технологий

Содержание курса